Маршруты по местам боев

по местам боев 25-й дивизии В.И. Чапаева:

1) п.Приютово― г.Белебей― р.Чермасан― оз.Аслы-Куль― д.Удряк― д.Баш-Чишмы (пеш.150км. 10-15 дней).
2) п.Давлеканово― д.Поляковка― д.Ямакай― д.Арсланово― д.Юматово (пеш., лыжн., водн. 100-120км. 8-10 дней).
3) ст.Чишмы― д.Шемяк― д.Подымалово― д.Кумлекулево― г.Уфа (пеш., лыжн. 75км. 5-7 дней).
4) ст.Кандры― оз.Кандры-Куль― д.Копейкубово― п.Благовар― д.Уразбахтино― д.Дмитриевка― г.Уфа (пеш., лыжн., вел. 150км. 10-12 дней).
5) г.Благовещенск― д.Гуровка― д.Ново-Баскаково― д.Шемяк― д.Красный Яр (пеш., лыжн., вел. 90км. 8-10 дней).


по местам боев партизанской армии В.К. Блюхера:

подробнее
1) г.Белорецк― д.Азикеево― д.Шигаево― с.Узян― с.Кага― с.Верх.Авзян (пеш., водн., вел. 100км. 7-9 дней).
2) с.Верх.Авзян― д.Бретяк― с.Петровское― выход к вдп.Кук-Караук и пещ.Салавата (пеш. 90км. 10 дней).
3) с.Петровское― г.Стерлитамак― р.Белая― п.Первомайский― п.Красноусольский (пеш., лыжн., вел. 75км. 5-7 дней).
4) п.Красноусольский― д.Саитбаба― д.Зилим-Караново― ст.Карламан (пеш., лыжн., вел. 75км. 7-9 дней).
5) ст.Карламан― с.Красный Зилим― пещ.Аскинская― уст.р.Сим― пещ.Охлебинская― д.Родники― д.Кузнецовка― пещ.Куэшта― с.Кальтовка (пеш., лыжн., вел. 150км. 15-17 дней).
6) ст.Иглино― с.Байгильдино― д.Новокулево― с.Красная Горка― п.Павловка (пеш., лыжн., вел. 120км. 10-12 дней).
7) п.Павловка― с.Бедеева Поляна― д.Подлубово― д.Байкибашево― с.Аскино (пеш., лыжн., вел. 150км. 12-15 дней).
8) п.Инзер― д.Арышпатово― д.Толпарово― с.Табынское― ст.Белое Озеро (маршрут для подготовленной группы) (пеш., лыжн. 150км.).
9) с.Старосубханкулово― пещ.Шульган-Таш― с.Иргизлы― вдп.Учкатлы― д.Сыртланово (пеш., лыжн., водн. 2-ая категория сложности).
10) ст.Аша― п.Улу-Теляк― р.Сим― д.Тикеево― уст.р.Лемеза― д.Пятилетка― д.Дубартель― д.Кузнецовка― место бывшей д.Бердино― уст.р.Инзер― уст. р.Сим― с.Охлебинино (пеш., лыжн., вел., водн. 150км. 10-12 дней).


по местам рейда А.М. Чеверева:

1) г.Уфа― д.Дмитриевка― д.Шарипово― с.Кушнаренково― д.Пятиково― г.Бирск (пеш., лыжн., вел. 150км. 10-12 дней).
2) г.Благовещенск― д.Орловка― г.Бирск (пеш., лыжн., вел. 75км. 5-8 дней).
3) г.Благовещенск― д.Кувыково― д.Гарабердино― с.Кушнаренково― д.Суккулово― с.Дюртюли (пеш., лыжн., вел. 150-160км. 12-15 дней).
4) г.Бирск― д.Ново-Янтузово― д.Казанцево― д.Тарасовка― д.Юсупово― п.Николо-Березовка (пеш., лыжн., вел. 170км. 15-18 дней).
5) г.Бирск― д.Быхтыбаево― д.Тынбаево― д.Бадраково― д.Челканово― д.Тарасовка― с.Дюртюли (пеш., лыжн., вел. 90км. 8-10 дней).


По следам рейда армии под командованием В.К. Блюхера

Начальный пункт – г. Белорецк, конечный – с. Тюйно-Озеро. Протяженность маршрута – около 650 км. Категория сложности – II.

По следам армии  БлюхераВ скобках дано приблизительное расстояние от Белорецка.
Маршрут идет от Белорецка на запад по восточной (горной) части Башкирии. Около села Петровское (28 км от Стерлитамака) трасса поворачивает на север (схема 5). Горная местность здесь сменяется лесостепью. Таким образом, на своем пути туристы познакомятся с природой горной и лесостепной частей Башкирии, с ее населением, увидят, какие колоссальные сдвиги произошли после Октябрьской революции в экономике республики – этой бывшей колонии царской России. Но главная цель маршрута – близкое знакомство с условиями, в которых происходил один из наиболее героических эпизодов гражданской войны.

К началу лета 1918 г. на Южном Урале для советских войск сложилась неблагоприятная обстановка. В результате восстания чехословацкого корпуса связь между отрядами, сражавшимися на Южном Урале, и основными силами Красной Армии была прервана. Потерпевший поражение казачий атаман Дутов сумел реорганизовать свою армию и пополнить ее новыми соединениями. Оказавшись в исключительно тяжелом положении, советские отряды под командованием В. К. Блюхера и И. Д. Каширина 1 июля 1918 г. оставили Оренбург и двинулись к Белорецку – месту сбора действующих в Предуралье красногвардейских отрядов – Троицкого, Баимакского, Верхнеуральского и др. На совещании командиров было решено создать сводный Уральский отряд и пробиваться на запад на соединение с основными силами Красной Армии. Командиром объединенного отряда был избран рабочий-металлист, бывший солдат-разведчик царской армии Василий Константинович Блюхер. 5 августа 1918 г. объединенная армия вышла из Белорецка.

На Стерлитамакском тракте, по которому шла армия Блюхера, вблизи города стоит памятник-обелиск, который рекомендуется посетить. В самом Белорецке следует осмотреть памятник Блюхеру, штаб-квартиру в доме Мироновых на улице Блюхера (бывшая Трактовая), в городском музее – экспозицию, посвященную легендарному рейду, карту продвижения армии от Белорецка до Кунгура.

"На долю участников похода выпали огромные трудности. Приходилось преодолевать крутые перевалы Уральских гор, идти нередко узкими тропинками по краю пропасти... шли обозы, артиллерия, лазареты, беженцы (более 2000 человек)... походная колонна растянулась на 25 км" (Абдуллин. "Героический рейд"). Теперь велосипедистам двигаться будет много легче. Дорога Белорецк – Стерлитамак – тракт республиканского значения, хорошо утрамбованный, широкий и огражденный от обрывов. Но горы не стали ниже, и перевалы по-прежнему довольно круты.
Горный участок пути (до долины реки Зиган) имеет протяженность около 180 км. До поворота на запад, у села Kara, путь идет между хребтами Меньгаягуш п Ирана по неширокой извилистой долине Белой. На пути крупные села: Нижнесерменово, Азнагулово, Узян (55 км) и Kara (80 км). В двух последних в те годы работали металлургические заводы, давшие в армию Блюхера большое пополнение. В частности, около Узяна в армию пришел и башкир Ягудин – в будущем бессменный спутник и ординарец Блюхера. Впоследствии за героизм, проявленный в боях с японцами у озера Хасан, Ягудин был удостоен звания Героя Советского Союза.

В селе Kaгa на здании сельсовета висит мемориальная доска: "Здесь в августе 1918 г. находился штаб народной армии В. К. Блюхера". После Каги дорога поворачивает па запад и отходит от Белой. Первый крупный поселок на дороге – Верхний Авзян (ПО км), стоящий на реке Большой Авзян (приток Белой). Тут тоже был металлургический завод, давший немало добровольцев в армию Блюхера. Необходимо отметить, что во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева в 1773 г. завод открыл ворота одному из пугачевских полковников – Соколову (Хлопуше) и дал в его армию около 500 добровольцев. В настоящее время металлургический завод в Верхнем Авзяне закрыт, но действует несколько предприятий деревообрабатывающей промышленности.

Вскоре за Верхним Авзяном туристы пересекают хребет Юрматау, а через 25 км – хребет Баштин. Erne несколько десятков километров, и пройден последний горный хребет на пути – Колу; он заметно ниже предыдущих (отметка перевала – 635 м). За Колу дорога идет по лесостепи и пересекает широкую долину Зигана (180 км), Далее большая деревня Васильевна (189 км), вслед за ней село Петровское (195 км). От него маршрут поворачивает на север к поселку Красноусольский (225 км), в те годы называвшемуся Богоявленском, и идет по проселочной дороге.

10 августа 1918 г. авангард армии Блюхера под командой Павлищева внезапной атакой занял Петровское. Здесь выяснилось, что дальше на запад, на Стерлитамак, путь закрыт: город занят крупными силами белых. Поэтому Блюхер принял решение повернуть на север и через Богоявленск, Зилим, Иглино двигаться на соединение с Красной Армией севернее Уфы.

11 августа армия повернула на дорогу, идущую к Богоявленску. Весь день шли на север партизаны, шли нескончаемые обозы с ранеными, беженцами, имуществом, войсковым и личным, и весь день заслон под командой Павлищева отражал непрерывные атаки белых, пытавшихся преградить путь Блюхеру. К вечеру неприятель выдохся и затих, но утром, получив значительные подкрепления, возобновил бой, однако был разбит и отошел. Отряд Павлищева смог присоединиться к армии Блюхера, уже занявшей Богоявленск.

Местное население с восторгом встретило армию Блюхера. Этот район еще до прихода Блюхера был освобожден от белых отрядами местных партизан (командиры М. Калмыков и В. Дамберг), базирующимися на Богоявленский стеклоделательный и Архангельский меднолитейный заводы (село Архангельское находится недалеко от Красноусольского). Три дня отдыхала армия в Богоявленске. Богоявленские партизаны, образовав три полка – Богоявленский, Архангельский стрелковые и Уфимский кавалерийский, – присоединились к армии, численность которой выросла до 9000 бойцов. Мелководный Зилим армия перешла широким фронтом, форсировала Инзер у деревни Темирбаево и пошла к деревне Берлина Поляна (ныне Бердино). Первыми переправились через Сим полки Павлищева и Дамберга. Жестокие бои у переправы велись много дней. Наконец белые были разбиты. Армия Блюхера 26 августа окончила переправу через Сим и двинулась к железнодорожной станции Иглино. За время боев сгорел ряд деревень, в том числе Зилим (ныне Красный Зилим), Ирныкши и Берлина Поляна. Теперь вернемся к веломаршруту.

Путь от Петровского на север к Красноусольскому (225 км) и Бердино (350 км) идет по слегка всхолмленной открытой местности. Здесь предуральская лесостепь. От Петровского до конца маршрута придется ехать по проселочным дорогам. Переправы (без мостов) через Зилим и Инзер не трудны: обе реки в местах переправ мелководны. Путь от Темирбаева к Бердино тоже идет проселками. Ну, а через Сим придется переправляться пользуясь "подручными средствами" (нужно отыскать в прибрежных деревнях паром или попросить на время крупную лодку). Авангард армии Блюхера переправился через Сим на Берлинском пароме, а сама армия – по мосту, построенному бойцами и сожженному по окончании переправы. Форсировав Сим, армия, не останавливаясь, пошла к железнодорожной станции Иглино (385 км). Она двигалась навстречу большим опасностям. От Иглино до Уфы (всего 30 км) – места скопления белогвардейцев. Кроме того, железнодорожная линия Уфа – Златоуст была главной магистралью, по которой они подвозили свои полки на фронт. Сзади двигалась белоказачья дивизия. Наперерез спешили другие белоказачьи части. Нужно было опередить сосредоточение белых сил и не только захватить Иглино, но и обеспечить себя с флангов, а также, насколько возможно, разрушить железную дорогу. Стремление Блюхера опередить белых в нанесении удара увенчалось успехом. Быстрым ударом передовые отряды под командованием Каширина и Дамберга 29 августа захватили станцию Иглино и Новотроицкое (к востоку от Иглино). Железная дорога на протяжении 40 км была занята, и сообщение между Уфой и Златоустом прервано на 5 суток. Были взорваны мосты, стрелки, разрушены линии.

30 августа армия быстро пошла на север по направлению к деревне Кызыл-Яр (в настоящее время Красная Горка). От Белорецка уже было пройдено 390 км, но предстояли тяжелые бои за переправу через широкую Уфу. Блюхер и здесь сумел опередить противника. Пройдя ускоренным маршем без отдыха 50 км от Иглино до Кызыл-Яра, передовые отряды под командованием Каширина, Павлищева, Дамберга форсировали Уфу, используя паром, лодки, плоты, просто бревна и доски. Наши современники туристы, привыкшие к быстро двигающемуся транспорту, не сразу смогут оценить значение 50-километровых переходов, но следует вспомнить, что в те годы пехота действительно шла пешком. Шла в стоптанных, разбитых сапогах, лаптях, а зачастую и босиком. И вот так "экипированная", нередко голодная, армия делала марш-броски по 50 км и с ходу бросалась в атаку. Под стать ей был и обоз из деревенских телег, везомых крестьянскими лошадками и загруженных нехитрым рабочим скарбом. При таких условиях 50-верстные переходы были чудом, и немудрено, что белые всегда опаздывали замкнуть кольцо вокруг армии Блюхера.

Более 2000 повозок подошло к деревне Кызыл-Яр и стало табором, дожидаясь окончания постройки моста, который начали сооружать сразу после занятия Кызыл-Яра и захвата противоположного берега. В полдень 3 сентября мост был построен и армия стала переправляться на западный берег реки. Все эти дни шли тяжелые бои с белогвардейцами. Белое командование подтянуло крупные силы и непрерывными атаками на обоих берегах Уфы пыталось сбросить партизанскую армию в реку. На стороне белых было численное и материальное превосходство, а у партизан не хватало даже патронов. Неоднократно происходили штыковые бои. Все же к полудню 3 сентября белогвардейцы были совершенно разбиты, а их группировка, находившаяся на западном берегу Уфы, уничтожена. В тот же день армия Блюхера с обозами перешла на правый берег реки. В селе Красная Горка силами общественности в здании красногорской средней школы оборудован музей, где хранятся материалы о переправе, собранные краеведами. Сотрудники музея не только познакомят туристов с подробностями героической переправы, но и дадут подробные сведения о состоянии дороги, помогут найти приют на ночь.

От Красной Горки до конца маршрута 220 км. Весь этот путь армия Блюхера прошла свободно: белые уже не решались вступать с ней в бой. Покрыв 200 км по Кунгурскому шоссе, партизаны 11 сентября вошли в село Аскино (535 км). Связь с регулярной Красной Армией была установлена 12 сентября в селе Тюйно-Озеро (20 км к северу от Аскино). В этом селе поход можно закончить и выйти к железной дороге у станции Щучье Озеро, продлив маршрут к северу еще примерно на 30 км, или через Аскино двинуться на юго-восток (около 40 км) и в селе Караидель сесть на теплоход, идущий в Уфу.




Защитный код


Обновить

http://www.ymz.su/ ремень насоса гур ямз ремень гура ямз размер.


Email: bashturist(@)mail.ru | Site: www.bashturist.ru

Яндекс.Метрика